«Не ходи сыночек милый,

Не ходи туда войною,

Где мечей железных много!

Кто воюет без причины,

Сгоряча вступает в битву,

Тот и жизнь в войне теряет,

Тот в сраженье погибает,

От железа смерть находит,

От меча свою кончину»



Мать Лемминкяйнена
В «Калевале» целая галерея материнских образов. Они дают наставления и напутствия, нередко проявляют удивительные качества целителей. Очень ярко представлен образ матери Лемминкяйнена, чародея - охотника. Она умоляет сына, не ходить в Похъёлу, не отпускает его на битву с лапландцами. Сынок напоминает, что он заговорён матерью. А мать предупреждает.

«Никакой ты не кудесник,

Похъялы мужи сильнее,

Языка не знаешь Турьи,

Не владеешь речью Лаппи!»





«Показалась кровь в щетине.

Каплет красная из щётки.

Смотрит пристально на щётку, Начинает горько плакать».

«Горе матери несчастной,

Время горькое настало!

Вот уж, милый мой сыночек,

Дитятко моё родное,

До плохого часа дожил!»

Забрала подол свой в руки,

Захватила в руки платье,

Быстрот мчится по дороге,

Изо всей стремится силы»



«Мать всё ищет, где исчез он;

Точно волк, бежит болотом,

Как медведь, в чащобе рыщет,

По воде плывёт, как выдра,

Барсуком бежит по полю,

Точно ёж бежит по мысу,

И по берегу, как заяц»

«Камни в сторону бросает

И стволы деревьев валит,

Хворост в сторону швыряет.

Гать мостит через болото».

*Гать – настил из тонких стволов деревьев



Беззаботный сынок не послушал предостережений матери, расчесал кудри, повесил щётку у печки и отправился на своём рыжегривом коне в чужую неведомую страну. День проходит за днём. А сыночка всё нет. Смотрит мать на щётку вечером, смотрит днём, смотрит среди ночи.
Поиски были долгими и очень трудными.
Не помеха ей ни высокие горы, ни топкие болота. Семь дней ищет мать сына. Только Солнце подсказало матери: «Увела его в своё жилище смерть, поглотила тёмная пучина Маналы (подземный мир), потоки Туонелы». Мать просит Илмаринена -кузнеца сковать грабли с медной рукояткой и железными зубьями и отправляется бродить с ними по берегу Туонелы. Водит вдоль и поперёк потока. Нашла и одежду, и тело милого сыночка. Стала прикладывать косточку к косточке, связывать жилку с жилкой, чтобы побежала по ним шумная кровь. Крепко-накрепко перевязала раны. Как живой лежит сыночек, только глаз не может открыть, слова вымолвить не может. Мази, мёд, вода, спина семизвёздной Медведицы и прочие снадобья, скреплённые истинной любовью матери, вернули к жизни Лемминкяйнена.
Здесь запечатлён один из самых потрясающих эпизодов «Калевалы», как, вопреки законам бытия, мать воскрешает сына из мёртвых, показывая силу материнской любви.