Так начинается одна из рун карело-финского эпоса Калевала. В самом его начале мы знакомимся с Вяйнемёйненом — сыном девы Илматар, дочери воздуха. Вяйнемёйнен, родившись 30-летним мужчиной, тем не менее сразу предстает перед нами мудрым старцем, который слагает песни и через них творит свое чародейство. Вяйнемейнен — это прародитель, первый человек, творец и сеятель. Он чаще действует словом, а не копьем и мечом и на протяжении сказания много раз доказывает свою мудрость.
Одним из желаний мудрого Вяйне было жениться на юной девушке, что всех прекрасней, дочери злой старухи Лоухи — хозяйки Похъёлы, суровой северной страны. Тогда как сам Вяйнемёйнен жил и творил в благословенной Калевале, которая ей противопоставлена.
Приехав в Похъёлу, он просит руки прекрасной девы, но получает задание от старухи Лоухи — выковать чудесную мельницу Сампо, взяв, по ее словам:
«конец пера лебедки, молока коров нетельных, от овечки летней шерсти, ячменя зерно прибавив»,
чтобы молола та мельница муку, соль и деньги.
Выковать такую мельницу смог искусный кузнец Илмаринен, и чудесное Сампо действительно
«мелет меру на потребу, а другую — для продажи, третью меру на пирушки».
Прекрасная же дева выбрала в мужья не старого мудрого Вяйнемёйнена, а молодого кузнеца Илмаринена и отправилась с ним в Калевалу. А чудесное Сампо её мать заперла под огромной горой за девятью замками и оставила в Похъёле.
Много разных приключений еще выпадет на долю Вяйнемейнена, много сотворит он чудес, одним из которых станет создание кантеле — музыкального инструмента первоначально из головы огромной щуки, а позже — из березы. Будет он спасать луну и солнце, будет возвращать ту самую мельницу Сампо от злой старухи Лоухи.
В нашей памяти он навечно останется мудрым старцем, который словом и делом всегда вставал на защиту Калевалы и всех добрых людей, и, отправившись на покой, все еще ждет на далеком острове, пока его призовут вновь.